Отмена приказа о налоговой проверке. Обжалование действий налоговых органов.

Отмена приказа о налоговой проверке. Обжалование действий налоговых органов.

Отмена приказа о налоговой проверке. Обжалование действий налоговых органов.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИКАЗОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК.

Плановые проверки проводятся по плану-графику, утверждаемому заблаговременно на год наперед.

Внеплановые — исключительно при наличии одного из оснований, указанных в ст.ст. 77, 78, п.п. 44.7, 50.3, 200.11, 201.10, п. 3 подраздела 9-2 Налогового кодекса Украины.

Если вы получили рекомендованное письмо с уведомлением о плановой проверке и копией приказа руководителя налоговой инспекции о ее проведении не позже чем за 10 дней, то оснований для обжалования налоговой проверки встречается не много.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБЖАЛОВАНИЯ ПЛАНОВОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ СВОДЯТСЯ К НАРУШЕНИЮ ФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛ, В ЧАСТНОСТИ:

1) нарушение периодичности проверок в зависимости от степени налогового риска в деятельности вашего предприятия;

2) отсутствие «живой» подписи руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции в приказе о проведении проверки, отсутствие гербовой печати этого органа при составлении не на бланке ГНС;

3) отсутствие направления на проверку у проверяющих; 

4) в направлении на проверку не указаны дата выдачи, реквизиты приказа о ее проведении, реквизиты проверяемого субъекта, цель, вид, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и ФИО проверяющих;

5) не предъявление служебных удостоверений проверяющими;

6) отказ ревизоров от подписи в журнале регистрации проверок.

Если вам направлено рекомендованным письмом приказ ГУ ГНС о внеплановой проверке, то на практике оснований для его обжалования находится много.

Налоговый ревизор-инспектор может начать внеплановую проверку исключительно при наличии законных предпосылок для ее проведения, указываемых в приказе и направлении на проверку.

Оформление документов с нарушением ст. 81 Налогового кодекса Украины является основанием для недопущения проверяющих к внеплановой проверке, а также для их признания незаконными судом в налоговом споре.

Основания для проведения внеплановой налоговой проверки (ст. 78 НКУ):

— в результате проверок других лиц или получения налоговой информации выяснены обстоятельства нарушения налогоплательщиком налогового, валютного и другого контролируемого налоговой инспекцией законодательства, если плательщик не предоставил объяснений и их документального подтверждения на обязательный письменный запрос налоговой инспекции, в котором указываются нарушения указанного законодательства или недостоверность данных налоговой декларации в течение 10 рабочих дней от получения запроса;

— не представление плательщиком в установленный срок налоговой декларации, расчета, отчета;

— поданы возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ней налоговое уведомление-решение, если плательщик ссылается на обстоятельства, не учтенные ревизором при налоговой проверке;

— получение решения суда о назначении проверки или постановления органа оперативно-розыскной деятельности, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом;

— наличия сведений об уклонении налогоплательщиком от налогообложения оплаты труда или доходов наемных лиц, в том числе вследствие не заключения с ними трудовых договоров;

— наличия сведений об осуществлении плательщиком хозяйственной деятельности без государственной регистрации;

— если подан уточняющий расчет к декларации за период, который проверялся;

— если не подано уточняющего расчета в течение 20 дней после справки электронной проверки, которой выявлены нарушения налогового законодательства;

— если подано при применении налогового компромисса уточняющий расчет за периоды, по которым налоговая проверка не проводилась;

— при наличии достаточных оснований для вывода, что расчет бюджетного возмещения НДС сделан вопреки налоговому закону;

— если плательщик до окончания проверки направил с описью налоговой инспекции копии документов, которые отказался учесть ревизор, или если в течение 5 дней после акта проверки предоставил ГНС документы в подтверждение своих показателей налоговых деклараций.

Приказ налоговой инспекции на проведение внеплановой проверки законен только в случаях, если одновременно соблюдаются все условия соответствующего подпункта ст. 78 НКУ.

Например, по п. 78.1.1. такими условиями являются:

1) принятие в связи с проверками контрагентов налогоплательщика или выявление на основании полученной налоговой информации фактов возможных нарушений налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства;

2) не предоставление налогоплательщиком объяснений и их документальных подтверждений на письменный запрос ГНС в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Вышеуказанные условия нередко нарушаются ГУ ГНС, особенно если плательщик занимает жесткую формализованную позицию в отношениях с налоговой инспекцией и действует последовательно, пользуясь законными правами, с участием адвоката по налоговым спорам.

ПРИКАЗЫ НА ВНЕПЛАНОВУЮ ПРОВЕРКУ ПРИЗНАЮТСЯ НЕЗАКОННЫМИ И ОТМЕНЯЮТСЯ ПО РАСПРОСТРАНЕННЫМ ОСНОВАНИЯМ:

1) не направление налогоплательщику запроса о предоставлении объяснений и документов перед проведением проверки;

2) составление запроса ГНС с нарушением пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины;

3) направление налогоплательщику письма ГНС о предоставлении документов или совершении действий, которое противоречит содержанию пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины, то есть не является запросом в понимании настоящего подпункта;

4) требование налоговой инспекции предоставить документы, которые не относятся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не связаны с уплатой налогов либо не относятся к полномочиям ГНС;

5) в приказе налоговой инспекции не указано, какие именно обстоятельства, определенные ст.ст. 77, 78 Налогового кодекса Украины, стали основанием для проведения внеплановой проверки;

6) своевременное предоставление налогоплательщиком пояснений и некоторых документов на запрос ГУ ГНС;

7) проведение внеплановой проверки по вопросам, которые были охвачены предыдущей налоговой проверкой.

Обжалование приказа налоговой проверки или обжалование действий налоговой инспекции по проведению внеплановой проверки возможно реализовать до ее начала при одновременном недопущении проверяющих к её проведению. После допуска налоговых инспекторов налогоплательщиком и проведения ими проверки обжалование действий налоговой инспекции по её проведению является бесперспективным.

При недопущении ГНС к налоговой проверке и обжаловании приказа на ее проведение следует оперативно быть готовым защищать свои права в ином процессе — по представлению ГУ ГНС в суд о наложении административного ареста на денежные средства налогоплательщика или о подтверждении обоснованности административного ареста его имущества.

Одновременное ведение налоговым адвокатом указанных судебных процессов обеспечивает:

1) надлежащее судебное разбирательство обжалования приказа налоговой проверки;

2) невозможность наложения ареста на имущество и денежные средства налогоплательщика.

Дополнительно из практики обжалования действий налоговых органов читайте здесь,  здесь  и на юридическом форуме.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В НАЛОГОВЫХ СПОРАХ
запрос консультации или услуг

Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua

2194
Ваша оценка страницы:
Голосов пока нет