Юридическое бюро Писаренко предоставляет услуги по обжалованию и отмене решений ГНИ о применении административного ареста имущества налогоплательщиков.

В случае поступления налогоплательщику решения начальника или заместителя начальника ГНИ о применении административного ареста имущества плательщик полностью лишается права распоряжаться или использовать его имущество (при полном аресте) или ограничивается в реализации таких прав путем необходимости получения предварительного разрешения начальника ГНИ на любое распоряжение или использование его имущества (при условном аресте).

И при первом и при втором виде административного ареста имущества плательщик ограничивается в осуществлении обычной хозяйственной деятельности, будучи лишенным возможности отгружать продукцию или продавать товары по договорам.

Даже при условном административном аресте получение разрешения руководителя налоговой инспекции на пользование имуществом плательщика является длительной процедурой; объективно — из-за бюрократической волокиты рассмотрения налоговым управляющим ходатайства плательщика и приобщенных к нему документов и подготовки положительного заключения, на основании которого начальник ГНИ предоставляет разрешение, и субъективно — из-за намеренного затягивания работниками ГНИ этого процесса для создания плательщику препятствий в осуществлении бизнеса.

Ст. 94 Налогового кодекса Украины и приказ Минфина N632 от 14.07.2017 г. «Об утверждении Порядка применения административного ареста имущества плательщика налогов» определяют административный арест имущества как исключительный способ обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом, который заключается в запрете налогоплательщику совершать действия относительно своего имущества.

Административный арест налагается органом доходов и сборов на любое имущество налогоплательщика-юридического лица или любое имущество физического лица, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом.

Административный арест на средства на счетах налогоплательщика не может быть наложен по решению контролирующего органа.

Административный арест на средства на счетах налогоплательщика в банках или других финансовых учреждениях накладывается только по решению суда по обращению контролирующего органа. Освобождение таких средств из-под ареста также осуществляется по решению суда.

Судебное разбирательство происходит с вызовом и участием представителя налогоплательщика и заслушиванием его возражений. При обосновании возражений адвокатом по налоговым спорам и доказывании отсутствия оснований для применения административного ареста средств на счете, указанных в п. 94.2. или п.п. 20.1.9. НКУ, арест судом наложен не будет.

Особенности производства в судебных делах по представлениям налоговых органов по 1) аресту средств (приостановление расходных операций на банковских счетах) налогоплательщика; 2) подтверждению обоснованности административного ареста имущества; 3) взысканию средств по налоговому долгу описаны в письме ВАСУ от 02.02.2011 г. №149/11/13-11.

Применение административного ареста имущества возможно исключительно при обстоятельствах п. 94.2. или п.п. 20.1.9. НКУ, в частности:

— налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге;

— налогоплательщик отказывается от проведения налоговой проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц органа доходов и сборов;

— отсутствуют разрешения (лицензии) на осуществление хозяйственной деятельности, торговые патенты, зарегистрированные в установленном порядке регистраторы расчетных операций;

— отсутствует регистрация лица как плательщика налогов, если такая регистрация является обязательной;

— налогоплательщик, который получил налоговое уведомление или имеет налоговый долг, переводит имущество за пределы Украины, скрывает или передает его другим лицам;

— налогоплательщик отказывается от проведения проверки состояния сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге;

— налогоплательщик не допускает налогового управляющего к составлению акта описи имущества, которое передается в налоговый залог;

— в случае отказа налогоплательщика (его лиц, которые осуществляют наличные расчеты и/или проводят деятельность, подлежащую лицензированию и/или патентованию) во время проведения налоговой проверки от проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств (снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности);

— при непредставлении налогоплательщиком при проведении налоговой проверки документов или их копий (если такие документы есть в наличии).

Решение о применении административного ареста имущества принимается руководителем (его заместителем) ГНИ на основании соответствующего обращения работника органа доходов и сборов. Таким работником является, как правило, налоговый ревизор-инспектор, который был направлен на документальную проверку, налоговый инспектор или налоговый управляющий, закрепленные за предприятием.

При принятии решения о применении административного ареста активов начальник ГНИ назначает его исполнителя, который направляет плательщику принятое решение о применении административного ареста активов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручает его под расписку налогоплательщику или лицам, во владении, распоряжении или пользовании которых находится его имущество, с требованием временно остановить отчуждение активов.

Исполнитель решения об аресте описывает имущество плательщика и определяет порядок его хранения.

Обоснованность решения начальника (его заместителя) ГНИ о применении административного ареста активов в течение 96 часов обязательно проверяется судом с вынесением постановления без возможности продления этого срока (за исключением часов выходных и праздничных дней).

Обжалование постановления суда о подтверждении административного ареста имущества возможно в апелляционной и кассационной судебной инстанции адвокатом по налоговым спорам. 

Судебное разбирательство в трёх инстанциях происходит с вызовом и участием представителя налогоплательщика, заслушиванием его позиции и оценкой его доказательств. При обосновании возражений адвокатом по налоговым спорам и доказывании отсутствия оснований для применения административного ареста имущества, указанных в п. 94.2. или п.п. 20.1.9. НКУ, арест будет отменён судом.

Для более оперативного (и эффективного) противодействия административному аресту имущества в случаях необоснованных налоговых проверок применяем комплексный 2-шаговый подход:

Шаг 1. Обжалование приказа ГНИ о проведении налоговой проверки клиента и недопуск налогового органа к её проведению.

В большинстве случаев при критичном юридическом анализе обнаруживаются основания для обжалования приказа из-за ненадлежащего оформления или необоснованности.

По ст. 81 НКУ предъявление ненадлежащим образом оформленного направления на проверку или копии приказа о её проведении являются основанием для недопущения контролёров к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Подача жалобы или иска осуществляется безотлагательно, не позднее 24 часов с момента получения экземпляра приказа.

В зависимости от субъекта (вышестоящие органы ГФС или административные судебные инстанции) рассмотрение жалобы будет осуществляться 40-140 дней и 3-30 месяцев соответственно.

Шаг 2. Подача ходатайства в административный суд о закрытии производства по делу о подтверждении обоснованности административного ареста имущества клиента, открытого по внесенному ГНИ представлению.

Для подтверждения обоснованности своего решения об админаресте активов налоговый орган не позднее 24 часов обращается с представлением в административный суд.

Судебное заседание проводится не позднее 96 часов (за исключением выходных и праздничных дней).

По ст. 183-3 Кодекса административного судопроизводства суд отказывает в принятии представления ГНИ, если из поданных суду материалов усматривается спор о праве, а по п.1 ч.1 ст.157 КАСУ — прекращает производство, если дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Ни КАСУ, ни другое законодательство не определяют понятие «спора о праве».

ВАСУ разъяснил, что спор о праве есть, когда «предметом спора являются правоотношения, существование которых является предпосылкой возникновения оснований для применения специальных мер, перечисленных в ст. 183-3 КАС Украины» (в частности, подтверждение обоснованности административного ареста имущества, приостановление расходных операций на счетах, взыскание средств по налоговому долгу налогоплательщика).
«Спор о праве имеет место в случае, когда налогоплательщик выражает несогласие с решением налогового органа, которое было основанием для возникновения обстоятельств для внесения соответствующего представления. При этом несогласие налогоплательщика может подтверждаться не только обращением с соответствующим административным иском, а по содержанию возражений налогоплательщика, в отношении которого внесено представление. В частности, налогоплательщик может отрицать размер налогового долга, который взымается, или факт согласования налоговых обязательств, из которых возник налоговый долг и т.д.»

Поскольку основанием админареста имущества ГНИ указывает недопуск проверяющих к налоговой проверке, а клиент утверждает, что имеет право на недопуск по ст.81 НКУ и по шагу 1 подал жалобу на приказ о налоговой проверке, то из указанного одновременно усматривается «спор о праве» клиента на недопуск к проверке и о праве ГНИ на такую проверку и наложение административного ареста имущества.

Так как клиент выражает несогласие с приказом ГНИ на проверку как с основанием для представления об административном аресте, то имеет место «спор о праве», при котором судебное производство по представлению ГНИ подлежит закрытию.

Эта позиция поддерживается постановлением ВАСУ от 02.06.2015 г. по делу №К/ 800/43763/14 об обжаловании административного ареста имущества.

Поскольку процедура обжалования приказа на налоговую проверку клиента продлится долгое время, то его имущество будет свободным от админареста до ее окончания.

При отмене решения об аресте имущества контролирующий орган высшего уровня обязан провести служебное расследование относительно мотивов его принятия руководителем нижестоящего органа и принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности согласно закону.

Налогоплательщик имеет право на возмещение по решению суда убытков и неимущественного вреда, причиненных неправомерным применением ареста его имущества за счет средств государственного бюджета, предусмотренных виновному контролирующему органу.

Юридическое бюро Писаренко предоставляет также услуги по обжалованию административного ареста средств на счетах налогоплательщиков.

Получите точку зрения адвоката по налоговым спорам на нашем «Юридическом форуме» об обжаловании административного ареста имущества и ведении налоговых дел в суде.

Тел: + 38 (044) 270 6046
Моб: + 38 (050) 719 1016
E-mail: info@fides.com.ua