Снесение самовольно построенного объекта по заявлению смежного владельца.

Снос самовольного строительства. Услуги адвоката по недвижимости.

Снесение самовольно построенного объекта по заявлению смежного владельца.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ОБЯЗАНА ПОДАТЬ ИСК О СНЕСЕНИИ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Постановлением КМУ от 13.03.2020 г. №219 оптимизирована система органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, в частности, создана новая Государственная инспекция градостроительства Украины (ГИГ), и перераспределены полномочия указанных органов.

Однако в вопросе защиты прав владельца недвижимости от соседнего самовольного строительства остался тот же недостаток, на который ссылалась ранее Государственная архитектурно-строительная инспекция. Поэтому актуальной остается предварительная судебная практика по сносу самовольно построенных объектов.

Так, права собственника недвижимости нарушаются, если на смежном участке осуществляется реконструкция или строительство с нарушением нормативных расстояний и прав соседа и при отсутствии разрешения на строительство согласованной проектной документации, вопреки законодательству и государственным строительным нормам.

Но законом установлен специальный порядок, по которому снос самовольно построенного объекта производится по иску государственного органа, а не смежного собственника.

В то же время ГАСИ, ранее уполномоченная на осуществление архитектурно-строительного контроля, нередко игнорировала обращение в суд, ссылаясь на отсутствие у нее такой обязанности, а наличие только права подать иск. Также нередко отмечалось, что по неприбытию самовольного застройщика на проверку провести ее и составить акт невозможно. В результате самовольное строительство продолжалось.

Средство преодоления указанного бездействия контролирующего органа и защиты интересов смежного домовладельца описано ниже.

Выяснив нарушение своих прав, владелец смежного участка обращается в территориальный орган государственной инспекции градостроительства.

Последний проводит внеплановую проверку застройщика по соблюдению законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил.

Соответствующие строительные работы на соседнем земельном участке должны производиться с получением документов на право их выполнения согласно ст.ст. 34, 36 Закона "О регулировании градостроительной деятельности", при наличии проектной документации на строительство и при обеспечении авторского и технического надзора по ст. 11 Закона «Об архитектурной деятельности» и постановлением КМУ от 11.07.2007 №903 «Об авторском и техническом надзоре при строительстве объекта архитектуры». На строительство должны быть градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка.

По обновленному пункту 9 «Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля», утвержденному ПКМ от 23.05.2011 г. №553 определено, что когда субъект градостроительства – самовольный застройщик или его представители были должным образом уведомлены о дате и времени проведения проверки, но не прибыли на объект самовольного строительства, проверка проводится с привлечением представителей органов местного самоуправления. Если невозможно установить субъекта самовольного строительства, проверка проводится с привлечением органов местного самоуправления и полиции. Документы, оформленные по результатам такой проверки, направляются в соответствующий орган внутренних дел для установления личности субъекта самовольного строительства.

На основании акта проверки при установлении нарушений территориальный орган ГИГ должен выдать предписание о приостановлении строительных работ и устранении выявленных правонарушений в конкретный срок.

ПРИ НЕВЫПОЛНЕНИИ ПРЕДПИСАНИЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДОСТРОЕНИЯ ДОЛЖНА ОБРАТИТЬСЯ С ИСКОМ В СУД О СНЕСЕНИИ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

При невыполнении застройщиком предписания и продолжении строительства ГИГ должен обратиться с иском в суд о сносе самовольного строительства в порядке осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.

В случае игнорирования органом ГИГ лицо, чьи права нарушены, обращается в суд с требованием об обязательстве последнего подать иск к застройщику о сносе самовольно построенного объекта.

По ст. 3 Конституции человек, его жизнь и здоровье, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Истец - владелец недвижимости по соседству к самовольно построенному объекту имеет законный интерес, чтобы строительство осуществлялось по строительным нормам, так как это оказывает непосредственное влияние на безопасность и комфортность пользования собственной недвижимостью.

По ст. 376 ГКУ дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество является самовольным строительством, если построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, дающего право выполнять строительные работы или надлежаще утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

В случае существенного отклонения от проекта, противоречащего общественным интересам или нарушающего права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил, суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может постановить решение, которым обязать самовольного застройщика провести соответствующую перестройку;

когда проведение перестройки невозможно или при отказе застройщика недвижимое имущество по решению суда подлежит снесению за счет самовольного застройщика. Правонарушитель обязан возместить затраты на приведение земельного участка в прежнее состояние.

Следовательно, подача иска является способом защиты как общественных интересов, так и прав других лиц (смежных владельцев).

В соответствии с Положением о Государственной инспекции градостроительства Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2020 г. №219 Государственная инспекция градостроительства Украины (ГИМ) является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, основным заданием которого является, в частности, осуществление в пределах полномочий, определенных законом, государственного архитектурно-строительного контроля за соблюдением заказчиками, подрядчиками, исполнителями работ, владельцами зданий требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ

По п.п. 12 п. 6 указанного Положения государственная инспекция градостроительства для выполнения возложенных на нее задач вправе проводить претензионно-исковую работу, обращаться в суд с исками по защите своих прав и законных интересов.

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГИГ ПО СНЕСЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОПРЕДЕЛЁН В СПЕЦИАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

Так, по ч. 1 ст. 38 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» при выявлении факта самовольного строительства, перестройка которого с целью устранения существенного отклонения от проекта или устранения нарушений законных прав и интересов других лиц, существенного нарушения строительных норм невозможна, должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного контроля выдает самовольному застройщику предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности с определением срока для добровольного выполнения предписания;

при невыполнении в установленный срок добровольно требований предписания орган государственного архитектурно-строительного контроля подает иск в суд о снесении самовольно построенного объекта и компенсации затрат на снос самовольным застройщиком.

Следовательно, к обязанностям органа ГИГ относятся:

1) выявление факта самовольного строительства;

2) определение невозможности перестройки такого объекта с целью устранения существенного отклонения от проекта или устранения нарушений законных прав и интересов других лиц;

3) внесение предписания об устранении нарушений требований градостроительной деятельности;

4) установление факта неисполнения предписания в установленный срок;

5) предъявление иска о сносе самовольно построенного объекта.

Орган ГИГ, реализуя обязанности надлежащим образом, добросовестно и в целях, для которых они предоставлены, обязан обратиться в суд с иском о сносе самовольно построенного объекта и компенсации расходов на снос.

Обращение в суд с иском в этом случае является способом осуществления властных полномочий, а не способом защиты субъективных прав самого органа ГИГ, как отмечено в п.п. 12 п. 6 указанного постановления КМУ №219.

Обращение в суд с иском о сносе самовольного строительства является способом защиты публичных интересов в сфере градостроительства, а не прав и законных интересов органа ГИГ, и не может относиться в зависимости от желания последнего.

В случае невыполнения органом государственного архитектурно-строительного контроля его полномочия, смежный владелец недвижимости, считающий, что такое бездействие нарушает его права, может обратиться с соответствующим иском в суд при услугах адвоката по недвижимости.

Разрешая такой публично-правовой спор, административный суд проверяет обжалуемое бездействие на предмет его соответствия ч.2 ст. 2 КАС, а в случае установления противоправности обязывает ответчика совершить действия, вытекающие из императивных правовых норм.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СНЕСЕНИЯ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ОТПРАВЬТЕ ЗАПРОС УСЛУГ

Верховный Суд отмечает, что принцип официального выяснения всех обстоятельств по делу состоит, прежде всего, в активной роли суда при рассмотрении дела. В административном процессе, в отличие от сугубо соревновательного процесса, где суд оперирует исключительно тем, на что ссылаются стороны, должны быть полностью установлены обстоятельства дела с целью принятия справедливого и объективного решения. Принцип официальности, в частности, выражается в том, что суд определяет обстоятельства, которые необходимо установить для разрешения спора; выясняет какими доказательствами стороны могут обосновывать свои доводы или возражения по поводу этих обстоятельств; а в случае необходимости, суд должен предложить лицам, участвующим в деле, дополнить или объяснить определенные обстоятельства, а также предоставить суду дополнительные доказательства.

Следовательно, административный суд должен тщательно установить обстоятельства, предусмотренные ст. 38 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», в частности, является ли объект строительства самовольным; когда он возведен; возможна ли его перестройка; выполнены ли самовольным застройщиком требования предписаний; распространяется ли действие указанного Закона на спорные правоотношения.

В Решении от 10.02.2010 г. по делу "Серявин и другие против Украины" Европейский суд по правам человека указал, что в решениях судей и других органов по разрешению споров должны быть должным образом указаны основания, на которых они основываются.

В Решении от 27.09.2010 г. по делу "Гирвисаари против Финляндии" отмечено, что еще одно назначение обоснованного решения состоит в том, чтобы продемонстрировать сторонам, что они были услышаны.

ВС 22.08.2018 №807/62/16; КАСВС 09.12.2019 №826/22842/15.

ВОПРОСЫ ОБЖАЛОВАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ НЕЗАКОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Вопросом первого значения, если на прилегающем участке начата подготовка земли и строительные работы, является получение официальной информации о строительстве.

Но не стоит забывать, что начало строительства на собственном отдельном участке земли, выделенном в натуре с отдельным кадастровым номером, решает исключительно владелец. Он обязан предварительно согласовать с уполномоченными органами начало строительных работ. Согласие владельцев прилегающих участков для начала правомерного строительства не требуется (ст. 103 Земельного Кодекса Украины).

Незаконным строительством являются строительные работы при отсутствии полностью или частично документов на строительство либо земельный участок.

Органы прокуратуры не наделены функциями контроля за строительством (ст. 2 Закона “О прокуратуре”).

Незаконное строительство невозможно легализировать через суд, т.к. получение разрешений на строительство предусматривает специальная административная процедура, которую не может подменить суд, нарушая дискретные полномочия государственных органов (БП ВС от 18.12.2019 г. №522/1029/18).

Порядок сбора информации о строительстве:

1. получение данных в реестре строительной деятельности (базе информации об объектах строительства, участниках строительного процесса, разрешительных документах, градостроительной и проектной документации, экспертизе проектов, технической инвентаризации) по критериям: 

  • регистрационный номер документа (указывается в паспорте на строительство, который размещается на видном месте перед объектом (кроме жилой застройки для личных целей);
  • адрес строительства;
  • кадастровый номер земельного участка (можно узнать из публичной кадастровой карты);

2. обращение в Государственную инспекцию градостроительства Украины (её территориальные подразделения) о предоставлении информации о незаконности строительных работ и проведении внеплановой проверки;

3. заявление в орган местного самоуправления о предоставлении информации о законности строительных работ, регистрации документов о праве на строительство (кроме застройки частных домов и хозяйственных построек);

4. при строительстве на территории памятника архитектуры местного или национального значения - обращение соответственно в Министерство культуры Украины либо областную государственную администрацию по месту нахождения памятника;

5. обращение в ОСББ для сбора сведений;

6. анализ базы судебных решений по адресу объекта.

Из указанных документов может вытекать факт легального строительства или самовольного (со сведениями об обстоятельствах незаконности).

Если строительные работы нарушают права или законные интересы других лиц, последние имеют право обращения:

  • в орган, который выдал документ, в зависимости от времени и места строительства - в соответствующее управление государственного архитектурно-строительного контроля местного совета или районной госадминистрации или территориальный орган государственной инспекции по градостроительству;
  • в полицию при совершении уголовно наказуемых действий;
  • органы местного самоуправления;
  • в общественные организации, созданные для защиты интересов на надлежащие условия городской среды проживания и градостроительства;
  • депутату (для сбора информации на депутатские запросы);
  • предприятия водоснабжения, поставки электроэнергии.

Порядок действий при судебном обжаловании описан выше. Истцом может выступать заявитель или группа лиц самостоятельно или ОСББ.

Ответы на запросы: Снос самовольного строительства по заявлению владельца смежной недвижимости. Иск о сносе самовольного строительства. Иск Государственной инспекции по градостроительству. Услуги адвоката по недвижимости. Киев.

Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber   Telegram    WhatsApp

5340
Ваша оценка страницы:
Голосов пока нет

Новости бюро

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Следите за новостями Юридического Бюро Писаренко, изменениями в законодательстве и последними тенденциями в вашей сфере. Будут только полезные письма.