Порядок включения и исключения лиц из Единого реестра должников.

Включение и исключение лиц из Единого реестра должников.

Порядок включения и исключения лиц из Единого реестра должников.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦА В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ДОЛЖНИКОВ.​

Реестр должников образован в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон) и Приказом Министерства юстиции Украины от 05.08.2016 №2432/5 «Об утверждении Положения об автоматизированной системе исполнительного производства» (далее по тексту - Положение).

По абз. 1 п. 2 раздела 1 Положения автоматизированная система исполнительного производства (далее - Система) - компьютерная программа, которая обеспечивает сбор, хранение, учет, поиск, обобщение, предоставление сведений об исполнительном производстве, формирование Единого реестра должников.

По ч. 1 ст. 9 Закона Единый реестр должников - это систематизированная база данных о должниках, которая является составной Системы и ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественных обязательствах должников и предотвращения отчуждения должниками имущества (п. 13 ч. 2 раздела 1 Положения) .

При этом сведения о должниках, включенные в Единый реестр должников, являются открытыми и размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Украины.

Ввод информации в реестр осуществляется определенными п. 3 раздела 1 Положения регистраторами, к которым относятся:

ответственные лица органа государственной исполнительной службы;

• государственные и частные исполнители;

• помощники и ответственные лица частных исполнителей;

• руководители органов государственной исполнительной службы и их заместители.

ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ДОЛЖНИКОВ

По ч. 5 ст. 9 Закона сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников (кроме сведений о должниках, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, а также должниках, не имеющих задолженности по исполнительному документу о взыскании периодических платежей более трех месяцев, и должниках по решению неимущественного характера) одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства.

Дополнительно в Единый реестр должников вносятся сведения:

• о должнике при условии невыполнения последним решения о взыскании периодических платежей (алиментов), размер задолженности которого превышает сумму соответствующих платежей за три месяца (п. 5 раздела 10 Положения)

• о должнике по решению об установлении свидания с ребенком и об устранении препятствий в свидании с ребенком одновременно с вынесением постановления о наложении штрафа на должника (п. 2 ч. 5 ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 6 Закона Единый реестр должников содержит следующие сведения:

1) ФИО, дата рождения должника-физического лица или наименование, идентификационный код должника-юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц;

2) наименование органа или фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, выдавшего исполнительный документ;

3) наименование органа государственной исполнительной службы или ФИО частного исполнителя, номер средства связи и адрес электронной почты исполнителя;

4) номер исполнительного производства;

5) категория взыскания (алименты, штраф и т.п.).

Согласно п. 4 раздела 10 Положения в Единый реестр должников не подлежат внесению сведения о должниках:

• которые являются государственными органами, органами местного самоуправления;

• не имеющие задолженности по исполнительному документу о взыскании периодических платежей более трех месяцев;

• по решению неимущественного характера (кроме решений об установлении свидания с ребенком и об устранении препятствий в свидании с ребенком, во время выполнения которых вынесено постановление о наложении штрафа на должника).

ПОРЯДОК ИСКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ ИЗ ЕДИНОГО РЕЕСТРА ДОЛЖНИКОВ

Согласно ч. 7 ст. 9 Закона сведения о должнике исключаются из Единого реестра должников одновременно с вынесением постановления об:

- окончании исполнительного производства;

- возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 37 Закона;

- возвращении исполнительного документа в суд на основании ст. 38 Закона (де-факто не действует, т.к. в соответствии с изменениями от 03.10.2017 г. по этой статье не предусмотрено возвращение исполнительного листа суду);

- в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Более подробно основания исключения лиц из списка должников Единого реестра должников установлены п. п. 6, 7, 8 раздела 10 Положения.

Так, согласно п. 6 раздела 10 Положения Система исключает сведения о должнике из Единого реестра должников одновременно с вынесением постановления:

• об окончании исполнительного производства в соответствии со статьей 39 Закона Украины «Об исполнительном производстве»;

• о возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п.п. 1, 3, 11 ч. 1 ст. 37 Закона;

• об отмене мер принудительного исполнения по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

В день установления факта отсутствия задолженности по исполнительному документу о взыскании периодических платежей исполнитель обязан вынести постановление об отмене мер принудительного исполнения.

Дополнительным основанием по п. 7 раздела 10 Положения является отмена постановления об открытии исполнительного производства, с которой сведения о должнике исключаются из Единого реестра должников.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦА В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ДОЛЖНИКОВ

Включение лиц в реестр должников создает негативные последствия:

1. Предотвращение отчуждению должниками имущества путем отказа в совершении нотариальных и регистрационных действий.

Согласно ст. 461 Закона Украины «О нотариате» нотариус при совершении нотариальных действий обязательно использует сведения единых и государственных реестров путем непосредственного доступа к ним. Нотариус при совершении нотариальных действий обязательно использует сведения Единого государственного демографического реестра, Государственный реестр актов гражданского состояния граждан, Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей, других единых и государственных реестров, функционирующих в системе Министерства юстиции Украины.

По п. 81 ст. 49 ЗУ «О нотариате» нотариус отказывает в совершении нотариального действия в случае, если лицо, обратившееся с просьбой о совершении нотариального действия по отчуждению принадлежащего ему имущества, внесено в Единый реестр должников.

По ч. 3 ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве» если в ходе проверки регистратор выяснит, что лицо, сведения о котором внесены в Реестр должников, является должником, нотариус или регистратор обязан отказать в совершении регистрационных действий и в тот же день сообщить органу государственной исполнительной службы или частному исполнителю об имуществе, по вопросам отчуждения которого обратился должник.

Нотариусы, органы, осуществляющие регистрацию имущества, государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и их обременений, к которым с целью совершения сделки по отчуждению в любой способ имущества обратился должник, внесенный в день обращения в Единый реестр должников, в случае отсутствия у них информации о наложении ареста исполнителем на денежные средства или имущество должника, обязаны отказать в совершении регистрационных действий и в день обращения должника сообщить указанный в Едином реестре должников орган государственной исполнительной службы или частного исполнителя об имуществе, об отчуждении которого обратился должник.

Не позднее следующего дня с момента получения уведомления исполнитель в обязательном порядке должен принять решение о наложении ареста на такое имущество в порядке, определенном ст. 56 Закона (ч. 3 ст. 9 Закона).

Следовательно, при удостоверении любых сделок по отчуждению движимого или недвижимого имущества должника наличие сведений о владельце имущества (отчуждателя) в Едином реестре должников является основанием для отказа в совершении нотариального и регистрационного действия.

2. Отказ в государственной регистрации отчуждения доли должника в уставном капитале юридического лица.

Пункт 31 ч. 1 ст. 28 ЗУ о «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» предусматривает основание для отказа в государственной регистрации в случае подачи заявления о государственной регистрации изменений в сведения Единого государственного реестра, связанных с изменением участников юридического лица в связи с изменением доли в уставном капитале, представленной в отношении основателя, который на момент подачи заявления внесен в Единый реестр должников, кроме случая увеличения размера такой доли.

3. Признание недействительной сделки по отчуждению имущества должником, которая привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет такого имущества, заключенной с момента уведомления госорганом, банком или нотариусом исполнителю об имуществе или счёте должника до наложения на него ареста исполнителем (ч. 4 ст. 9 Закона).

Юридическая защита сторон исполнительного производства
ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

4. Наложение ареста на банковские счета.

Банки при открытии счета на имя физического лица, внесенного в Единый реестр должников, в том числе через обособленные подразделения банка, или закрытии счета таким лицом обязаны в день открытия или закрытия счета сообщить об этом указанный в Едином реестре должников орган государственной исполнительной службы или частного исполнителя (ч. 5 ст. 9 Закона).

На открытые в будущем счета исполнителем будет наложен арест.

Согласно абз. 2 п. 16 Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков №492 банки обязаны проверить при открытии или закрытии счета физического лица наличие информации о внесении такого лица в Единый реестр должников.

По абз. 3 п. 16 Инструкции банк уведомляет исполнителя об открытии или закрытии счета клиента - физического лица, внесенного в Единый реестр должников, в день открытия или закрытия счета.

5. Информация, внесенная в реестр, является открытой и может быть расценена как негативный фактор текущим или потенциальным кредитором, работодателем или бизнес-партнером.

Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber   Telegram    WhatsApp

3174
Ваша оценка страницы:
Средняя: 5 (1 оценка)

Новости бюро

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Следите за новостями Юридического Бюро Писаренко, изменениями в законодательстве и последними тенденциями в вашей сфере. Будут только полезные письма.