Налоговая амнистия для физических лиц 2021–2022. Кому следует воспользоваться?

Налоговая амнистия для физических лиц 2021–2022. Нулевая декларация.

Налоговая амнистия для физических лиц 2021–2022. Кому следует воспользоваться?

СОБСТВЕННИКИ АКТИВОВ, КУПЛЕНЫХ ДО 01.01.21, ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСПЛАТУ НАЛОГОВ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ПО ЗАКОНУ 1539-IX.

Начиная с июля 2021 года, в Украине действует государственная кампания по усилению контроля над налогообложением доходов физических лиц.

Первым этапом является налоговая амнистия.

В ее рамках предлагается физическим лицам, имеющим в собственности денежные средства или немонетарные активы, приобретенные в течение жизни за счет доходов, с которых не уплачены налоги, прислать единоразовую декларацию о таких активах. С задекларированных украинских активов уплачивается сбор в размере 5% стоимости, из зарубежных – 9%. Декларирование является добровольным.

Лица, уплатившие единовременный сбор, освобождаются от обязанности начисления и уплаты налогов по полной ставке по задекларированным активам и уголовной ответственности за неуплату налогов, совершенной до 01 января 2021 г. Такие лица могут распоряжаться задекларированными активами в дальнейшем без каких-либо проверок, условий или дополнительных обязательных платежей.

После завершения первого этапа (31 августа 2022) вводится налогообложение физических лиц косвенными методами.

Если лицо не подало «амнистионную» декларацию и не сможет доказать налоговую легальность доходов, за которые приобрело активы до 01.01.2021 г., то подвергнется налогообложению косвенными методами. А именно, при распоряжении его имуществом, превышающим определенный подразделом 9-4 Переходных положений Налогового кодекса минимум или стоимость, его цена будет облагаться НДФЛ по ставке 18%.

В статье описываю аспекты добровольного декларирования активов при налоговой амнистии и собственную точку зрения по поводу косвенных методов на втором этапе кампании по усилению контроля за налогообложением физлиц.

АКТИВЫ И ЛИЦА, ДОПУЩЕННЫЕ К «НУЛЕВОМУ» ДЕКЛАРИРОВАНИЮ

Законом №1539-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о стимулировании детализации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения одноразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами причитающихся им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет» установлен круг лиц и имущества, подпадающих под амнистию.

Физические лица:

-   резиденты Украины (в т.ч. самозанятые лица);

- нерезиденты (но являвшиеся налоговыми резидентами Украины на момент приобретения активов или доходов, за счет которых приобретены объекты декларирования, и которые в соответствии с Налоговым кодексом являются или были налогоплательщиками);

кроме лиц:

- по состоянию на 01.09.2021 г. являются малолетними/несовершеннолетними или недееспособными и при этом находятся на полном содержании других лиц (в том числе родителей) и/или государства;

- дееспособность которых ограничена и над такими лицами установлена ​​опека/попечительство;

- которые за любой год, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционными законами (кроме претендовавших или претендующих на занятие должностей, пребывание на которых требует или требовало от лица представления соответствующей декларации, и не были назначены или избраны на соответствующие должности);

- по отношению к которым со стороны Украины применены специальные экономические и другие ограничительные меры по Закону "О санкциях".

Активы, предложенные к декларированию:

деньги, валютные ценности, любое имущество, имущественные права, размещенные на территории Украины и/или за ее пределами, приобретенные за счет доходов, подлежащих налогообложению, и с которых не были уплачены в полном объеме налоги и сборы соответственно по законодательству Украины и/или международным договорам,

и/или не задекларированные в нарушение налогового и валютного законодательства в течение налоговых периодов до 1 января 2021 года.

Активы, которые могут раскрываться в нулевой декларации:

- размещенные на территории Украины и/или за ее пределами, приобретенные за счет доходов, подлежащих в момент их начисления (получения) налогообложению в Украине и с которых не были уплачены в полном объеме налоги и сборы по национальному налоговому законодательству и/или международным договорам, полученных в налоговые периоды до 01 января 2021;

- полученные в результате уголовных правонарушений по уклонению от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), взносов на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование;

- не задекларированные в нарушение налогового и валютного законодательства в периоды до 01 января 2021;

- полученные в результате нарушения в сфере валютного законодательства;

- полученные в результате нарушения по п. 12 ст. 50 Закона "О защите экономической конкуренции";

- принадлежащие декларанту на праве личной или общей собственности по состоянию на дату представления единовременной (специальной) декларации;

- валютные ценности, депозиты, вклады, банковские металлы в национальной или иностранной валюте;

- права денежного требования к юридическому или физическому лицу;

- любое недвижимое имущество, в т.ч. незавершенное строительство;

- любое движимое имущество, включая предметы искусства и антиквариата, драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия;

- доли в имуществе юридических лиц или образованиях без статуса юридического лица, другие корпоративные права;

- имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;

- ценные бумаги и финансовые инструменты;

- права на получение дивидендов, процентов или другой аналогичной имущественной выгоды;

- имущественные права, по которым декларант получает или имеет право получать доходы.

Активы, которые не могут являться объектами «нулевой» декларации:

- полученные в результате совершения уголовных деяний, кроме указанных выше;

- наличные деньги в национальной и иностранной валютах, кроме внесенных в банк на дату представления декларации;

- принадлежащие декларанту, в отношении которого уже начато досудебное расследование или судебное производство по таким активам по признакам уголовного уклонения от уплаты налогов/взносов по ст. 212, 212-1, 366, 378 УКУ (относительно нарушения требования налогового, таможенного, валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы);

- активы физического или юридического лица, принадлежащие декларанту, в отношении которого открыто судебное разбирательство в совершении любого из уголовных правонарушений по статьям 209, 258-5, 306, ч.ч. 1, 2 ст. 368-3, ч.ч. 1, 2 ст. 368-4, ст.ст. 368, 368-5, 369 и 369-2 Уголовного кодекса Украины, и/или подлежащие взысканию как необоснованные согласно главе 12 раздела III ГПКУ);

- находящиеся на счетах финансовых учреждений и/или расположенные на территории российской федерации, признанной государством-агрессором, имеющие источники происхождения из такой страны.

Налоговая амнистия и единовременное добровольное декларирование проводятся с 01.09.2021 г. по 01.09.2022 г.

ВЫГОДЫ ПРИ ПОДАЧЕ ОДНОРАЗОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Лицам, подавшим «нулевую» декларацию, во-первых, обеспечивается материальная выгода; во-вторых, предоставляются гарантии от привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по стоимости задекларированного имущества.

С активов, раскрытых в амнистионной декларации, уплачивается сбор с единовременного декларирования. Ставки сбора являются в 2 - 3,5 раза меньше, чем НДФЛ, который должен был уплачиваться на дату получения доходов, за которые приобретены активы.

Так, ставка составляет 5% для денег, банковских металлов, депозитов, прав требования, недвижимого и движимого имущества, находящихся (зарегистрированных) в Украине.

Сбор составляет 9% относительно валютных ценностей, депозитов (вкладов) в иностранных банках или иностранных финансовых учреждениях, прав денежного требования к нерезидентам Украины, недвижимому и движимому имуществу, находящимся за границей.

НДФЛ, подлежавший уплате при получении доходов в прошлом, составлял 15-18% в зависимости от даты.

Сбор за спецдекларирование вносится единовременно или с рассрочкой на 3 года равными частями.

Декларант после полной уплаты сбора освобождается от обязанности начисления и уплаты налогов и сборов в отношении доходов, ставших источником приобретения активов, указанных в «нулевой» декларации, полученных в любом из налоговых периодов до 01.01.2021 г.

Декларант также освобождается от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства, имевших место в налоговых периодах до 01.01.2021 г.

К декларанту, уплатившему сбор с детенизации доходов, не могут:

1) применяться меры обеспечения уголовного производства, применяться меры пресечения и совершаться следственные (розыскные) действия в уголовном производстве в связи с приобретением и использованием задекларированных активов за любой период до 1 января 2021 года по статьям 212, 212-1 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), ЕСВ);

2) начинаться производство по делам об административных правонарушениях за нарушение налогового и валютного законодательства о приобретении или использованием указанных в одноразовой добровольной декларации объектов декларирования до 1 января 2021 г.

Законом о детенизации доходов установлено, что декларация при налоговой амнистии и сведения из неё не могут быть использованы в расследованиях и/или проверках в отношении декларанта, а также как доказательства по уголовным производствам и каким-либо судебным делам (в пределах состава и стоимости раскрытых активов при уплате сбора).

Задекларированные активы, уплаченный сбор и сама спецдекларация не могут использоваться как основание для возбуждения уголовного производства по ст.ст. 212, 212-1 УКУ или уведомления об административном правонарушении в отношении самозанятого лица в части уплаты единого налога и ЕСВ.

Активы, сбор и «нулевая» декларация не могут быть использованы в качестве доказательства признания декларантом факта совершения правонарушений по статьям или своей вины в их совершении.

Дополнительной выгодой может являться уплата сбора по одноразовому декларированию по «старой» стоимости активов, а не текущей рыночной.

Для большинства объектов декларирования, которые находятся в Украине (кроме валютных ценностей), база для сбора определяется по расходам на их приобретение или номинальной стоимости, указанной в соответствующих документах.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ АКТИВОВ ПРИ НЕПОДАЧЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СПЕЦДЕКЛАРАЦИИ

В интервью СМИ представителями ГНС, Минфина и ВР часто сообщается, что лица, не воспользовавшиеся налоговой амнистией для детенизации доходов, по ее окончании столкнутся с усиленным налогообложением при распоряжении существенными активами. Заявляется, что те, кто приобрел деньги или движимое имущество за доходы до 01.01.2021 г., не смогут их использовать на сумму более 400 тыс. грн., а в отношении недвижимого имущества – сверх порогового значения объекта/площади, если не докажут налоговую легальность собственных доходов. Стоимость незадекларированных теневых активов будет облагаться НДФЛ по полной ставке 18% после введения косвенных методов контроля за доходами физлиц на втором этапе фискализации - 01.09.2022 г.

Заявления о невозможности распоряжения существенным имуществом как адвокат считаю неправдоподобными. Это противоречит Конституции и Конвенции о защите прав человека о незыблемости права собственности. Кроме того, государство наоборот заинтересовано в пополнении гражданского оборота, так как львиное большинство сделок по купле-продаже или передаче имущества или денег создает объекты налогообложения и наполнения бюджета. Имущественный оборот также подпитывает экономику, обеспечивает работу и заработную плату.

С заявлениями о возникновении вопросов к лицам, не раскрывшим теневые активы, о доказывании их налоговой легальности я согласен. Так же, как с высокой вероятностью уплаты НДФЛ по ставке 18% с денег или имущества в Украине или за границей, подпадавших под налоговую амнистию, но не задекларированных.

Так, Переходными положениями Закона о детенизации поручено КМУ до мая 2022 г. внести законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц.

В дополнение к существующим прямым методам (налогообложение доходов) Законом будет дополнен Налоговый кодекс косвенными методами (налогообложение расходов) физлиц. По этому методу налогообложению будут подлежать деньги или имущество, которые тратит физическое лицо стоимостью сверх определенных законом пороговых значений, если не докажет налоговую легальность доходов, за которые оно приобрело такие активы в прошлом.

Введение в закон косвенных методов контроля физлиц с 01.09.2022 г. станет вторым этапом кампании по фискализации налогообложения, начатой ​​Законом о налоговой амнистии.

Законопроекта о косвенном налогообложении пока нет.

Но действующим Законом №1539-IX установлены пороговые значения валютных ценностей/другого имущества, при превышении которых к лицу возникнут вопросы об объяснении их налоговой легальности. Из контекста Закона усматривается, что если лицо не докажет, что не нарушило налоговое или валютное законодательство, ему будет начислен НДФЛ по ставке 18% по распоряжению такими активами.

На мой взгляд, для лиц, не подавших амнистионную декларацию, с 01.09.2022 г. будет введено следующее налогообложение по косвенным методам.

1) «Неприкосновенный» минимум активов. Распоряжение имуществом в его пределах не будет вызывать интерес налоговых органов и доначисления обязательств по НДФЛ;

2) Контролируемые расходы. НДФЛ 18% при внесении валютных ценностей на счет или распоряжении ими, приобретении или отчуждении недвижимости, корпоративных прав, иного движимого имущества сверх порогового значения «неприкосновенного» минимума, если лицо не докажет налоговую легальность предварительных доходов.

Законом №1539-IX определен «неприкосновенный» минимум имущества, считающегося приобретенным при полной уплате налогов и сборов.

Пороговые значения такого имущества:

1) деньги и любые другие активы, кроме недвижимости и одного транспортного средства (см. п.п. 2, 3), суммарной стоимостью более 400 тысяч гривен по состоянию на 31.08.2022 г.;

2) недвижимое имущество, расположенное на территории Украины по состоянию на 31.08.2022 г.:

квартира/квартиры, общей совокупной площадью 120 кв. и выше или имущественные права на них в многоквартирном доме незавершенного строительства;

жилой дом/дома, общей совокупной площадью 240 кв.м. и выше, в т.ч. незавершенное строительство при наличии права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения;

исключительно нежилые дома некоммерческого назначения в т.ч. незавершенного строительства, общей площадью 60 кв. и более;

земельные участки совокупным размером по каждому отдельному участку не выше норм приватизации по Земельному кодексу;

3) одно транспортное средство личного некоммерческого использования (кроме предназначенного для перевозки 10 человек и более, легкового автомобиля с объемом цилиндров 3 тысячи куб.см. и/или среднерыночной стоимостью более 400 тысяч гривен, самолета, вертолета, яхты, катера).

Если лицо после 01.09.2022 г. будет распоряжаться активами сверх «неприкосновенного» минимума, ему будет начисляться НДФЛ 18% от стоимости активов, если им не будет доказана налоговая легальность доходов. Внесение валютных ценностей на счет, распоряжение ими, приобретение или отчуждение недвижимости, корпоративных прав, иного движимого имущества сверх порогового значения «неприкосновенного» минимума будет вызывать проверку косвенными методами налогообложения.

КОМУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОДАТЬ «АМНИСТИОННУЮ» ДЕКЛАРАЦИЮ?

Среди лиц, которые могут воспользоваться возможностями детенизации доходов по Закону №1539-IX, выделю категории, которым, очевидно, стоит это сделать.

1) лица, планирующие приобрести имущество по нотариальным соглашениям, или сделками, которые отслеживаются в госреестрах или оплачиваются через банк, стоимостью совокупно свыше 400 000 грн., за деньги, полученные без уплаты налогов до 01.01.2021;

2) владельцы денег, полученных без уплаты налогов до 01.01.2021, если такие средства будут в дальнейшем вноситься на собственные счета в финансовых учреждениях совокупно в сумме более 400 000 грн.;

3) лица, отчуждающие одну или следующую квартиру, совокупной общей площадью от 120 кв.м. или дом/дома от 240 кв. или любую нежилую недвижимость коммерческого назначения или земельные участки площадью сверх норм приватизации, принадлежавших им на 31.08.2022;

4) лица, планирующие официальные инвестиции за счет денег, полученных без уплаты налогов до 01.01.2021;

5) владельцы денежных доходов, полученных без уплаты причитающихся налогов до 01.01.2021, если такие средства будут в дальнейшем использоваться в сумме совокупно свыше 400 000 грн. в официальных операциях, заметных для налогового контроля;

6) лица, отчуждающие легковой автомобиль с мотором от 3000 куб.см. или рыночной стоимостью более 400000 гривен или второй и более автомобилей, принадлежавших им на 31.08.2022;

7) лица, отчуждающие долю в уставном капитале номинальной или рыночной стоимостью свыше 400000 гривен, которая принадлежала им на 31.08.2022;

8) лица, планирующие взносы в уставный капитал или оплату ценных бумаг или финансовых инструментов, на совокупную сумму свыше 400 000 грн. за деньги, полученные без уплаты налогов, до 01.01.2021;

9) владельцы средств в иностранной валюте или любого движимого или недвижимого имущества, приобретенного за границей до 01.01.2021 при нарушении валютного или налогового законодательства Украины;

10) владельцы контролируемых иностранных компаний, а также долей в уставных капиталах, ценных бумаг иностранных компаний, приобретенных за доходы при нарушении валютного или налогового законодательства Украины;

11) резиденты Украины – менеджеры, работники, представители ИТ-бизнеса, подрядчики услуг и т.п. для иностранных компаний, которые до 01.01.2021 получали оплату труда на счета в Украине или за границей в виде бонусов без уплаты НДФЛ;

12) владельцы денежных доходов от криптовалютных операций;

13) получатели неофициальных доходов онлайн или офлайн (владельцы интернет-магазинов, представители шоу-бизнеса, нотариусы, риэлторы, получатели платежей на банковские карты и т.п.);

14) любые физлица-налоговые резиденты Украины, которые получали значительные доходы на территории Украины или за границей до 01.01.2021 без уплаты причитающихся налогов и/или приобрели за них существенное имущество.

Особое внимание «нулевому» декларированию следует уделить владельцам иностранных банковских счетов и компаний. В ближайшее время (2022-2023 г.г.) Украина вводит в действие правила о контролируемых иностранных компаниях, касающихся преимущественно физических лиц, и присоединяется к международному автоматическому обмену банковской информацией, что предоставит налоговикам сведения о зарубежных компаниях и счетах физических лиц. Следовательно, иностранные активы засветятся перед ГНС и подпадут под налогообложение на втором этапе усиления налогового контроля по прямым или косвенным методам после 31.08.2022 г.

Юридическое сопровождение добровольного декларирования активов
ОТПРАВЬТЕ ЗАПРОС ОНЛАЙН

Ответы на запросы: налоговая амнистия 2021 г.; нулевая декларация; Закон о стимулировании детенизации доходов; налогообложение физических лиц; единовременное (специальное) добровольное декларирование активов физическими лицами; единовременный сбор в бюджет; теневые активы; освобождение от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов; адвокат по налоговым спорам; косвенные методы налогового контроля.

Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber   Telegram    WhatsApp

3225
Ваша оценка страницы:
Голосов пока нет

Новости бюро

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Следите за новостями Юридического Бюро Писаренко, изменениями в законодательстве и последними тенденциями в вашей сфере. Будут только полезные письма.