СОМНИТЕЛЬНАЯ ИГРА ОТ ГФСУ. «НОВЫЕ» КРИТЕРИИ РИСКОВОСТИ ДЛЯ БЛОКИРОВКИ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ С 08.08.2019 Г.

СОМНИТЕЛЬНАЯ ИГРА ОТ ГФСУ. «НОВЫЕ» КРИТЕРИИ РИСКОВОСТИ ДЛЯ БЛОКИРОВКИ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ С 08.08.2019 Г.

08 августа 2019 г. обновлены критерии рискованности и показатели положительной истории налогоплательщика для блокировки налоговых накладных или расчетов корректировки. Письма ДФС Украины от 07.08.2019 г. №1962/99-99-29-01-01 и №1963 /99-99-29-01-01- на замену предыдущих правил от 05.11.2018 г.

Похоже на "манипуляции". ГФСУ кардинально ничего не изменено. Считаю, главной была не цель новации критериев, а уклонение от судебного обязательства. Детали - ниже.

І. Признаки автоматического отнесения плательщика НДС в перечень рисковых субъектов остались аналогичными предыдущим.

Изменений претерпели признаки отнесения плательщика к рисковым.

С 08.08.2019 г. таковыми могут признаваться плательщики НДС, у которых руководитель, главный бухгалтер или лицо, имеющее право подписи по данным ЕГР, зарегистрированы по адресу, который находится на неподконтрольных Украине землях (временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях, Крым). Если зарегистрированное (а не фактическое) место жительства указанных лиц не будет изменено, ГНИ может отнести юридическое лицо к рисковым. Приостановление регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки для такого ЮЛ в этом случае гарантированы.

ГФС добавила новый признак признания плательщика НДС рисковым: если в течение последних 2-х отчетных периодов им не предоставлена налоговая отчетность по НДС.

Одновременно исключен один старый признак для признания плательщика рисковым - лицо, недавно зарегистрированное плательщиком НДС.

Другие критерии признания плательщика НДС рисковым остались без изменений.

ІІ. Показатели определения положительной налоговой истории повторены с предыдущего письма ГФС от 05.11.2018 г. №4065/99-99-07-05-04-18.

 

Допускаю, главной целью ГФСУ было уклониться от судебного обязательства по отзыву предудущих критериев. Новыми письмами существенно ничего не изменено.

Так, Государственной фискальной службе со стороны суда неоднократно указывалось на неприемлемость критериев рискованности и необходимости их отзыва.

По решению Окружного административного суда г. Киева от 26.04.2019 г. №640/1240/19 ГФС Украины обязана отозвать предыдущее письмо о критериях рискованности плательщика, операций и положительной налоговой истории;

по решению ОАСК от 05.06.2019 г. №826/12108/18 отменены п. 10, 20, 21 Порядка приостановления регистрации налоговых накладных в ЕРНН, утвержденном постановлением КМУ от 21.02.2019 г. №117.

02.04.2019 г. Верховным Судом по делу №822/1878/18 отменено решение ГНИ о приостановлении регистрации налоговой накладной по основаниям, утвержденных письмами ГФС Украины. По заключению Верховного Суда письма органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами по ст. 117 Конституции Украины, а потому не является источником права.

Блокировка налоговых накладных по критериям, установленным письмами ГФСУ, признана Верховным Судом противоправной.

Как по позиции Верховного Суда, так и по решениям Окружного админсуда г. Киева, которые вероятно будут оставлены в силе после пересмотра тем же Верховным Судом, основания блокировки налоговых накладных в текущем виде являются противоправными.

Не дожидаясь вступления в силу судебных решений ОАСК, ГФС Украины установила формально «новые» критерии новым письмом. А новое письмо - новые правила, к которым решение ОАСК отношения уже не имеет.

Однако волноваться не стоит. «Новые» критерии писем ГФС от 07.08.2019 г. сохраняют предыдущие юридические недостатки.

В налоговых спорах о приостановлении регистрации налоговых накладных решения судов прогнозируемо будут на стороне налогоплательщика. "Новые" основания, на которых блокируется регистрация НН/НР так и остаются противоправными.

Волнение вызывает больше сама возможность ГФС останавливать и отказывать в регистрации налоговых накладных на основании критериев риска, устанавливаемых ведомством "сегодня по настроению". И нормативная система, которая такую ​​возможность поддерживает, не давая средства эффективной защиты в режиме реального времени.

Когда решение фискалов, которое по факту часто прекращает ведение бизнеса, нельзя отменить в разумно короткий срок, баланс интересов государства и налогоплательщика не соблюдается.

Хотя закон и дает административную и апелляционную процедуру обжалования, однако 85 дней на комиссии ДФС и админсуд в реальности превращаются в 6-12 месяцев.

 

Адвокат Писаренко А.А.

Октябрь 2019 г. Податковий адвокат Київ. Розблокування реєстрації податкової накладної.

Добавить комментарий

Новости бюро

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Следите за новостями Юридического Бюро Писаренко, изменениями в законодательстве и последними тенденциями в вашей сфере. Будут только полезные письма.