Юрисдикция споров об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица.
Юрисдикция споров об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица.
На первый взгляд, определение подсудности судебных споров участником которых является государственный регистратор довольно простым, поскольку регистраторы осуществляют публично-властные управленческие функции с внешней стороны спор может нести публично-правовой характер.
Однако, процессуальное законодательство не определяет юрисдикционную принадлежность такого спора. Поэтому нужно, исходя «от обратного», разобраться в подведомственности рассмотрения дел, имеющих публично-правовой характер, административными судами.
По правилам п. 1 ч. 1 ст. 19 КАС Украины юрисдикция административных судов распространяется на дела в публично-правовых спорах, в частности, спорам физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен иной порядок судебного производства.
Итак, к компетенции административных судов относятся споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий, предметом которых является проверка законности решений, действий или бездействия такого субъекта, принятых или совершенных им при осуществлении властных управленческих функций.
Вместе с тем, неправильным является распространение юрисдикции административных судов на тот или иной спор только потому, что ответчиком по делу является субъект властных полномочий, а предметом пересмотра - является его акт индивидуального действия.
Несмотря на отсутствие четкой подведомственности споров об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица, Большая Палата Верховного суда, имея цель восполнить этот пробел закона, в постановлении от 20 сентября 2018 по делу № 813/6286/15 пришла к выводу, что подобные споры являются наиболее приближенными к спорам, связанных с деятельностью или прекращением деятельности юридического лица, поэтому должны рассматриваться по правилам хозяйственного судопроизводства.
Данный вывод БП ВС подтверждается следующими аргументами:
1. Спор об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица является спором о наличии или отсутствии гражданской правоспособности и хозяйственной компетенции (возможности иметь хозяйственные права и обязанности).
2. Этот спор является спором в сфере публично-правовых отношений, даже если возник в связи с противоправным внесением в ЕГР субъектом властных полномочий записи о прекращении юридического лица; не является спором, возникает из гражданских, земельных, трудовых, семейных, жилищных и иных правоотношений; не является спором, возникает в связи с осуществлением хозяйственной деятельности, а является спором о абстрактную возможность участвовать в конкретных правоотношениях.
3. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 ХПК Украины хозяйственным судам подведомственны дела, возникающие из корпоративных отношений в спорах между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами, членами) юридического лица , связанными с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности такого лица, кроме трудовых споров.
Такой и подобный ему правовые выводы изложены в постановлениях Большой Палаты Верховного Суда от 20 сентября 2018 по делу № 813/6286/15 (производство № 14-576апп18), от 6 февраля 2019 по делу № 462/2646/17 (производства № 12-1272апп18), от 2 октября 2019 по делу № 501/1571/16-ц (производство № 14-472цс19).
Учитывая указанное, иск об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица должен рассматриваться в порядке хозяйственного судопроизводства.
Есть дела с исковыми требованиями об отмене государственной регистрации юридического лица, где истец просит суд отменить государственную регистрацию юридического лица и обязать государственного регистратора совершить определенные действия.
Интересна особое мнение судей на вопросы подведомственности и правильности исковых требований в таких делах об отмене государственной регистрации, изложенная в постановление Большой палаты Верховного Суда от 26.02.2020 по делу № 473/2005/19, суть которой заключается в следующем.
По мнению истца спор по таким делам возникает в связи с неправомерным созданием и регистрацией ОСМД.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 15 мая 2003 года № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных объединений» государственная регистрация юридических лиц, общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц - предпринимателей (далее - государственная регистрация) - это официальное признание путем удостоверения государством факта создания или прекращения юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 104 ГК Украины юридическое лицо прекращается только путем реорганизации или ликвидации. Как нельзя отменить рождения физического лица так и невозможно отменить государственную регистрацию уже созданного юридического лица.
Если ОСМД было много лет и приобрело имущество в собственность, им заключены договоры, оно имеет обязательства, работников, такое ОСМД, как юридическое лицо, может прекратить деятельность исключительно в порядке, предусмотренном законом. При этом процедура ликвидации юридического лица предусматривает ряд обязательных действий погашение существующей кредиторской задолженности, отчуждения активов, увольнение работников, передача документов в архив и тому подобное. Только после совершения этих действий и представления государственному регистратору соответствующих документов в реестр вносится запись о прекращении юридического лица (а не запись об отмене его государственной регистрации).
Так по ч. 1 ст. 110 ГК Украины юридическое лицо ликвидируется:
1) по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами; 2) по решению суда о ликвидации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти; 3) по решению суда о ликвидации юридического лица в иных случаях, установленных законом, - по иску соответствующего органа государственной власти.
Иск с требованиями об отмене государственной регистрации юридического лица (то есть фактически требования о ее ликвидации) не может быть подан физическим лицом, не являющимся ее участником (членом) или соответствующим органом государственной власти.
Учитывая изложенное, судьи ВС считают, что дела связаны с деятельностью или прекращением деятельности юридического лица должны рассматриваться по правилам хозяйственного судопроизводства. При этом прекращение юридического лица может быть только способом и на основаниях, предусмотренным законом.
Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.
Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber Telegram WhatsApp