Имеют ли полномочия вновь созданные территориальные управления ГНС на внеплановые налоговые проверки?
Имеют ли полномочия вновь созданные территориальные управления ГНС на внеплановые налоговые проверки?
СПОРНОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ ГУ ГНСУ НА ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПОСЛЕ 30.07.2019 ГОДА.
В большинстве случаев проведение внеплановой налоговой проверки контролирующим органом является правомерным при условии:
- если налогоплательщику направлен запрос о предоставлении объяснений и документов на опровержение недостоверности налоговых деклараций;
- плательщик не предоставил ответа в течение 15 дней. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
Принятие решения о достаточности предоставленных объяснений и проведении внеплановой проверки относится на усмотрение контролирующего органа. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
При значительной нагрузке налоговых органов приказы на проверки и их проведение часто происходят по истечении 3-6 месяцев и более.
Благодаря такому календарному разрыву и в результате реформы государственной фискальной службы по Постановлению КМУ от 19.06.2019 г. №537 в последнее время возникла спорная ситуация относительно полномочий вновь созданных территориальных управлений государственной налоговой службы на проведение внеплановых налоговых проверок.
Указанную ситуацию описываю на примере искового заявления об отмене налоговых уведомлений-решений Главного управления Государственной налоговой службы в г. Киеве, принятых по выводам акта о проведении внеплановой проверки от 28.11.2019 г.
С 31.12.2009 г. Истец-юридическое лицо состоит на налоговом учете в Государственной налоговой инспекции в Печерском районе Главного управления Государственной фискальной службы в г. Киеве (код ЕГРПОУ 39669867), что указано в сведениях Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и справке 4-ОПП. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
07.05.2019 г. Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве направило Истцу запрос о предоставлении объяснений и документов, на который Истец ответил 27.05.2019 г. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
30.07.2019 г. осуществлена государственная регистрация ответчика - Главного управления Государственной налоговой службы в г. Киеве (ЕГРПОУ 43141267). Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
С 01.08.2019 г. Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве находится в состоянии прекращения (код ЕГРПОУ 39439980).
29.08.2019 г. Государственная налоговая инспекция в Печерском районе ГУ ГФС в г. Киеве прекращена (код ЕГРПОУ 39669867).
14.11.2019 г. Ответчик - Главное управление Государственной налоговой службы в г. Киеве прислал приказ на проведение внеплановой невыездной документальной проверки, а 28.11.2019 г. - акт об ее результатах. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
Приказ принят на основании п.п. 78.1.4. НКУ - в связи с предоставлением 27.05.2019 г. Истцом объяснений и документов в ГУ ГФС в г. Киеве.
20.12.2019 г. Ответчиком приняты спорные налоговые уведомления-решения по выводам акта.
ПРИКАЗ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ, АКТ И НАЛОГОВЫЕ УВЕДОМЛЕНИЯ-РЕШЕНИЯ СОСТАВЛЕНЫ В ОТСУТСТВИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОТВЕТЧИКА, ИСХОДЯ ИЗ СЛЕДУЮЩЕГО.
По п. 75.1 Налогового кодекса Украины (НКУ) документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.
На дату Приказа, Акта и НУР Истец находился на налоговом учете в ГНИ в Печерском районе ГУ ДФС в г. Киеве (код ЕГРПОУ 39669867), а не у Ответчика (код ЕГРПОУ 43141267). Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
По п.п. 1.2, 1.4 Приказа Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. №1588 «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов» ведение учета налогоплательщиков является одним из способов налогового контроля;
С целью проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц (основное место учета). Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
По п. 10.23 указанного Порядка в случае реорганизации контролирующего органа или других, независимых от налогоплательщика объективных причин, вследствие которых изменяется контролирующий орган, в котором учитывается налогоплательщик, осуществляется снятие с учета налогоплательщика в одном контролирующем органе и постановка на учет в другом соответствующем контролирующем органе:
- на основании перечня налогоплательщиков, в отношении которых меняется место учета, утвержденного соответствующим контролирующим органом высшего уровня; Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
- в 10-дневный срок после утверждения перечня налогоплательщиков, подлежащих снятию с учета в одном контролирующем органе и постановке на учет в другом, контролирующий орган, из которого переводятся налогоплательщики, передает в контролирующий орган по новому месту учета регистрационные и отчетные части учетных дел налогоплательщиков по акту приема-передачи в трех экземплярах;
- информация об изменении места учета налогоплательщиков доводится до сведения налогоплательщиков в 10-дневный срок после утверждения перечня налогоплательщиков, подлежащих снятию с учета в одном контролирующем органе и постановке на учет в другом;
- данные об изменении места учета налогоплательщиков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, передаются в Единый государственный реестр в день постановки на учет в контролирующем органе по новому месту учета с указанием: даты и номера записи о постановке на учет, наименования и идентификационного кода контролирующего органа, в котором налогоплательщик взят на учет.
В день Приказа, Акта и НУР не проводились изменения налогового учета Истца с постановкой на учет Ответчиком и сообщение Истцу и в ЕГР об изменении налогового учета не предоставлялось. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
ПОЭТОМУ ОТВЕТЧИК КАК ДРУГОЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН НЕ ИМЕЛ ПРАВА ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКУ И СОСТАВЛЯТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ЕЕ РЕЗУЛЬТАТАМ.
Приказ, Акт и НУР составлены Ответчиком в нарушение «Методических рекомендаций о порядке взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков», утвержденных Приказом Государственной фискальной службы Украины от 31.07.2014 г. №22.
Пунктом 1.2.1. настоящих Рекомендаций установлено - в соответствии с полномочиями по осуществлению мероприятий администрирования налогов, в т.ч. проведения проверок и сверок налогоплательщиков, решение о проведении проверки может быть оформлено приказом Главного управления Государственной фискальной службы в г. Киеве: Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
- для проведения документальных плановых и внеплановых проверок налогоплательщиков с привлечением работников соответствующего территориального органа ГФС, а по письменному поручению (согласованию) руководителей соответствующих структурных подразделений Государственной фискальной службы Украины - с привлечением также работников Государственной фискальной службы Украины и других территориальных органов ГФС; Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
- по письменному поручению (согласованию) руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) территориального органа ГФС, согласованным Государственной фискальной службой Украины, работники этого органа могут привлекаться к проведению документальных плановых и внеплановых или фактических проверок, проводимых другими территориальными органами ГФС.
Поскольку место налогового учета Истца с постановкой на учет Ответчиком не менялось, то принять приказ и провести проверку Истца могло исключительно Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве, или по письменному согласованию ГФСУ - с привлечением работников ГФСУ или других территориальных органов.
Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве является отдельным юридическим лицом (код ЕГРПОУ 39439980), зарегистрированным 13.10.2014 г., отличным от Ответчика (код ЕГРПОУ 43141267).
По п. 2 Постановления КМУ от 19.06.2019 г. №537 Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве должно быть реорганизовано путем присоединения к Ответчику, а по п. 3 - это управление, которое реорганизуется, продолжает осуществлять свои полномочия до их передачи территориальным органам Государственной налоговой службы.
В Едином реестре юридических лиц указано о государственной регистрации Ответчика с 30.07.2019 г., и о пребывании ГУ ГФС в г. Киеве в состоянии прекращении с 01.08.2019 г. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
На дату составления Акта и НУР Главное управление Государственной фискальной службы в г. Киеве не является прекращенным.
По ст. 10 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» сведения, внесенные в Единый государственный реестр, считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом;
если сведения, подлежащие внесению в ЕГР, являются недостоверными и были внесены в него, третье лицо может ссылаться на них в споре как на достоверные; Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
если сведения, подлежащие внесению в ЕГР, не внесенные в него, они не могут быть использованы в споре с третьим лицом, кроме случаев, когда третье лицо знало или могло знать эти сведения.
По ч. 3 ст. 9 указанного Закона в ЕГР содержатся, в частности, сведения о государственных органах как юридических лицах:
12) данные о нахождении юридического лица в процессе прекращения, в том числе данные о решении относительно прекращения юридического лица, сведения о комиссии по прекращению (ликвидатора, ликвидационную комиссию и т.п.);
14) данные о юридических лицах, правопреемником которых является зарегистрированное юридическое лицо;
15) данные о юридических лицах - правопреемниках. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
В ЕГР не сказано о правопреемстве Ответчика и ГУ ГФС в г. Киеве, так же как и о прекращении последнего.
Следовательно, принять приказ и провести внеплановую проверку имело полномочия исключительно ГУ ГФС в г. Киеве или по письменному согласованию ГФСУ, а не ГУ ГНС в г. Киеве. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ ГУ ГНС В Г. КИЕВЕ ВМЕСТО ГУ ГФС В Г. КИЕВЕ, КОТОРЫМ НАПРАВЛЯЛСЯ ЗАПРОС, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОПРАВНЫМ.
Приказ Ответчика принят на основании п.п. 78.1.4. НКУ - в связи с предоставлением 27.05.2019 г. Истцом объяснений и документов в ГУ ДФС в г. Киеве на запрос последнего. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
Однако по п.п. 78.1.4. НКУ внеплановая проверка осуществляется, если налогоплательщик не предоставит объяснения и подтверждения на письменный запрос контролирующего органа в течение 15 рабочих дней.
Основание Проверки, указанное Ответчиком в Приказе, не имеет места, поскольку Истцом предоставлены объяснения и документы по запросу ГУ ГФС в г. Киеве, а Ответчик с таким запросом не обращался. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
Так, Истцу отправлено 07.05.2019 г. запрос ГУ ГФС в г. Киеве от 23.04.2019 г. о предоставлении объяснений и документов, на который Истец 27.05.2019 г. дал объяснение. Адвокат по налоговым спорам Киев Отмена налогового уведомления-решения
Следовательно, из-за предоставления документов надлежащему контролирующему органу и отсутствия запроса Ответчика об их предоставлении не имело места основание для выездной Проверки по п.п. 78.1.4 НКУ.
Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.
Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber Telegram WhatsApp