Писаренко Александр Алексеевич, адвокат, магистр бизнес администрирования.
Юридическое бюро Писаренко.


Законодательством установлен существенно иной порядок исполнения судебного решения, которым взыскано с государства в лице государственного органа причиненный ущерб, по сравнению с обычным порядком принудительного исполнения решений судов. По ч. 2 ст. 3 Закона «Об исполнительномпроизводстве» (далее-Закон) решения о взыскании средств с государственных органов, государственного бюджета или бюджетных учреждений выполняются органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.

В статье описывается особый порядок исполнения судебного решения о взыскании с государства вреда, причиненного бездеятельностью государственной исполнительной службы.

В соответствии с Положением о Государственной казначейской службе Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. №460/2011 Государственная казначейская служба Украины (Казначейство Украины) является центральным органом исполнительной власти, который входит в систему органов исполнительной власти и образуется для реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.
Следовательно, Государственная казначейская служба Украины (далее-ГКСУ) является органом, указанным в ч. 2 ст. 3 Закона.

Постановлением Кабинета министров Украины от 03.08.2011 г. №845 утвержден «Порядок выполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников».
С 01.01.2013 г. действует Закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений».
Указанными нормативными актами урегулировано, что выполнение решений судов о взыскании средств, должником по которым является государственный орган, осуществляется ГКСУ в пределах соответствующих бюджетных ассигнований путем списания средств со счетов такого государственного органа, а в случае отсутствия у указанного государственного органа соответствующих ассигнований — за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения исполнения решений суда.

Взыскатель для получения средств с государственного органа обращается к ГКСУ в сроки, установленные Законом, с заявлением об исполнении решения суда. С заявлением подает документы и сведения согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины. В случае непредставления таких документов и сведений ГКСУ в течение пяти дней сообщает взыскателя.

П. 6 Постановления КМУ №845 установлен перечень документов, которые подаются, в частности:
заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислить средства;
оригинал исполнительного документа;
судебные решения о взыскании средств (при наличии);
Исполнительный документ предъявляется к исполнению в течение одного года со дня, следующего за днем вступления судебного решения в законную силу, если иное не предусмотрено законом.

Перечисление средств взыскателю осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в ГКСУ заявления со всеми документами.
П.п. 35-39 Постановления КМУ №845 указывают, что Казначейство осуществляет бесспорное списание средств государственного бюджета для возмещения (компенсации), в частности, вреда, причиненного в результате незаконно принятых решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, их должностных или служебных лиц при осуществлении их полномочий. Списание средств госбюджета осуществляется Казначейством за счет и в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в государственном бюджете на указанные цели.
Если для бесспорного списания средств государства необходимы дополнительные средства сверх объема соответствующих бюджетных назначений, Казначейство предоставляет в течение одного месяца со дня поступления исполнительных документов Минфину предложения о необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или выделении средств из резервного фонда государственного бюджета на указанные цели. Списание средств государственного бюджета осуществляется с даты вступления в силу закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения о выделении средств из резервного фонда государственного бюджета.

В Решении от 29.06.2004 г. (заявление №18966/02) по делу «Войтенко против Украины» Европейский суд по правам человека постановил, что по делу, где должником является государственный орган, надлежащая заявителю сумма возмещения состояла из платежей, подпадающих под различные категории бюджетной классификации. Просрочка уплаты одного из платежей в четыре года было вызвана тем, что государство не предусмотрело соответствующих расходов в государственном бюджете Украины. Суд решил, что не предвидев подобных ассигнований в течение трех лет подряд, государство-ответчик нарушило обязательство по статье 6 § 1 Конвенции.
Из-за невыполнения решения суда национальные органы в течение значительного времени также препятствовали заявителю получить в полном объеме сумму, на которую он имел право. Суд решил, что отсутствие бюджетных средств не может оправдать такое упущение, и признал, что имело место также нарушение статьи 1 Протокола N 1 ( п.п. 41-43, 55).

По решению Европейского суда по правам человека «Кечко против Украины» реализация права на получение бюджетных средств, которое базируется на специальных нормативно-правовых актах, не может зависеть от бюджетных ассигнований.

Дополнительно из практики подачи жалоб и возмещения вреда государственным исполнителем читайте в «Наших публикациях», здесь и на «Форуме Юридического бюро Писаренко».

Обращайтесь в Юридическое бюро Писаренко за помощью в делах против органов государства, если есть существенный юридический интерес.

Писаренко Александр Алексеевич, владелец бюро, адвокат, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
E-mail: info@fides.com.ua