Писаренко Александр Алексеевич, адвокат, магистр бизнес администрирования. Юридическое бюро Писаренко.

Иногда должники-юридические лица, на взыскание долга с которых открыто исполнительное производство, чтобы уклониться от выполнения судебного решения применяют трюк в виде принятия решения о ликвидации предприятия, после чего по Закону Украины «Об исполнительном производстве» государственная исполнительная служба заканчивает исполнительное производство и передает оригинал исполнительного документа председателю ликвидационной комиссии должника.
Получить принудительное исполнение решения после этого становится невозможным.

Незаконность указанных действий исполнительной службы и постановления об окончании исполнительного производства раскрывается ниже.

Обоснование трюка по завершению исполнительного производства по решению о ликвидации предприятия-должника 

По п.3 ч.1. ст. 49 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) установлено такое основание для окончания исполнительного производства, как ликвидация юридического лица — стороны, если выполнение их обязанностей или требований в исполнительном производстве не допускает правопреемства.

По ч.ч. 2, 3 ст. 67 Закона в случае ликвидации должника — юридического лица исполнительный документ направляется ликвидационной комиссии (ликвидатору) для решения вопроса о дальнейшем порядке исполнения решения в установленном законом порядке. В случае поступления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору) арест с имущества должника снимается по постановлению государственного исполнителя, утвержденному начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. В случае если исполнительный документ направлен ликвидационной комиссии (ликвидатору), исполнительное производство подлежит окончанию в порядке, установленном настоящим Законом.
Пользуясь этими нормами, собрание участников должника принимает решение о ликвидации предприятия и создании ликвидационной комиссии, о котором сообщает государственному регистратору на основании ст. 105 Гражданского кодекса Украины и ст. 34 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации). Регистратор вносит в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей запись о решении о прекращении юридического лица и дату этого решения.
Председатель ликвидационной комиссии должника подает заявление в отдел исполнительной службы, которым открыто исполнительное производство (далее ОГИС), об окончании исполнительного производства, к которому прилагает копию протокола решения участников о ликвидации и выписку из реестра о наличии записи о пребывании в состоянии прекращения по нему.
Несмотря на то, что предприятие продолжает деятельность как юридическое лицо, которым управляет председатель ликвидационной комиссии, ОГИС выносит постановление об окончании исполнительного производства и снятии арестов с имущества должника и передает исполнительный документ самому же должнику. Принудительное исполнение решения после этого невозможно.

Незаконность окончания исполнительного производства и обжалование в суде постановления исполнителя об окончании исполнительного производства 

Применение п.3 ч.1. ст. 49 и ч.ч. 2, 3 ст. 67 Закона в отрыве от других норм законодательства, регулирующего прекращение юридических лиц, и окончание со ссылкой на них исполнительного производства является незаконным по следующим основаниям.
По ст. 104 ГКУ юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 111 ГКУ юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.
Согласно ст. 33 Закона о госрегистрации юридическое лицо прекращается в результате, в частности, ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками). Юридическое лицо является прекращенным с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.
Ст.ст. 110-112 ГКУ, регулирующие порядок осуществления ликвидации юридического лица по решению собственника, не предусматривают моратория на исполнение судебных решений или удовлетворения требований кредиторов.
Нормы Хозяйственного кодекса Украины не предусматривают окончания исполнения судебного решения во время процедуры прекращения юридического лица и в процедуре добровольной ликвидации в частности.
Поэтому исполнительное производство окончанию не подлежит и исполнительные действия должны осуществляться до наступления обстоятельства, предусмотренного в п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона, а именно ликвидации юридического лица с внесением в единый государственный реестр записи о его прекращении по п. 5 ч. 1 ст. 111 ГКУ.
Следовательно, при наличии в государственном реестре сведений о пребывании должника в процедуре прекращения предпринимательской деятельности и отсутствии информации о ликвидации этого юридического лица основания для закрытия исполнительного производства отсутствуют, а постановление ОГИС об окончании исполнительного производства является незаконным.

Закон «Об исполнительном производстве» и Хозяйственный процессуальный кодекс Украины устанавливают возможность взыскателя обжаловать постановление государственного исполнителя об окончании исполнительного производства начальнику ГИС, которому подчинен исполнитель, или в суд, который выдал исполнительный документ. На обжалование отводится 10 дней. В результате рассмотрения жалобы выносится решение суда о признании недействительным постановления госисполнителя.

Судебная практика ВХСУ

Правовую позицию о незаконности постановлений ОГИС об окончании исполнительного производства по решению участников должника до внесения в реестр записи о ликвидации юридического лица выразил Высший хозяйственный суд Украины в постановлениях от 06.02.2012 г. № 61/37, 05.09.2012 г. № 2/229 , 06.06.2013 г. № 34/17-3358-2011, 06.06.2013 г. № 10/17-3202-2011.

Вывод: У взыскателя по исполнительному документу есть основания для успешного обжалования постановления государственного исполнителя об окончании исполнительного производства при намерении должника уклониться от исполнения решения суда через процедуру ликвидации юридического лица. Обжалование постановления исполнителя об окончании исполнительного производства является необходимым, иначе исполнительные действия и принудительное исполнение решения суда не будут осуществляться.

Дополнительную информацию из практики подачи жалоб на государственного исполнителя читайте в «Наших публикациях», также здесь, на «Форуме Юридического бюро Писаренко», и в темах «Форума».

Обращайтесь в Юридическое бюро Писаренко за помощью при обжаловании действий, бездействия и постановлений государственных исполнителей, если есть существенный юридический интерес.

Писаренко Александр Алексеевич, владелец бюро, адвокат, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
E-mail: info@fides.com.ua