Писаренко Александр Алексеевич, адвокат, магистр бизнес администрирования.
Юридическое бюро Писаренко.

Закон Украины от 05.07.12 г. № 5083-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» внес изменения в налоговое законодательство, в частности откорректировал объем прав государственных налоговых органов.
Так, пп. 20.1.29 НКУ (далее – НКУ) в своем составе теперь не содержит положений о правах таких органов по осуществлению контроля за наличием документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в соответствии с законом. Соответствующая формулировка из указанной законодательной нормы исключена.

По этому поводу возникают вопросы:
1. Может ли налоговый орган составить админпротокол по ст. 164 КУоАП в части выявленных правонарушений за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования?
2. При выявлении соответствующих правонарушений в какой орган необходимо направить материалы для составления вышеупомянутого протокола?

Действительно, из перечня прав органов ГНС (пп. 20.1.29 НКУ) исключены полномочия по осуществлению контроль за наличием документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в соответствии с законом. Но содержание закона дает основания заключить, что полномочия у налоговых органов составлять протоколы об административном правонарушении по осуществлению хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования по ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) все же остались.
В соответствии со ст. 164 КУоАП осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования является административным правонарушением и влечет за собой наложение штрафа от 20 до 100 нмдг с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без таковой.
Положениями ст. 78, 80 НКУ налоговым органам предоставлены полномочия проводить документальные внеплановые проверки при наличии, в частности, такого обстоятельства, как осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации (пп. 78.1.13), а также фактические проверки при получении в установленном законодательством порядке информации о фактах осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации (пп. 80.2.7 данного Кодекса).
Нормами пп. 20.1.21 НКУ установлено право органов ГНС составлять в отношении налогоплательщиков — физических лиц и должностных лиц налогоплательщиков — юридических лиц протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном законом.

Согласно ст. 255 КУоАП к лицам, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 164 этого Кодекса, отнесены, в частности, должностные лица:
— органов внутренних дел;
— финансовых органов;
— органов государственной налоговой службы.
Дела об административных правонарушениях, определенных ст. 164 КУоАП, рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов (ст. 221 КУоАП).
При выявлении соответствующих правонарушений необходимо направить материалы для составления вышеупомянутого протокола в орган, указанный в ст. 225 КУоАП (в зависимости от сферы, в которой допущено правонарушение).

Поставить вопрос и получить юридическую консультацию вы можете, зарегистрировавшись на «Форуме Юридического бюро Писаренко».

Обращайтесь в Юридическое бюро Писаренко за консультациями или помощью, в т.ч. для обжалования постановлений об административных правонарушениях, если есть существенный юридический интерес.

Писаренко Александр Алексеевич, владелец бюро, адвокат, магистр бизнес администрирования.

Тел. +38 (044) 270 60 46
E-mail: info@fides.com.ua