Объяснения и показания должностных лиц контрагентов об отсутствии реальных хозяйственных операций в спорах об отмене НУР.
Объяснения и показания должностных лиц контрагентов об отсутствии реальных хозяйственных операций в спорах об отмене НУР.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ ОБЪЯСНЕНИЙ СВИДЕТЕЛЕЙ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОБЖАЛОВАНИЯ ВЫВОДОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ.
Распространенным доводом для выводов налоговых органов об отсутствии реальности хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентом являются объяснения участников/руководителей последнего об их непричастности к хозяйственной деятельности.
В актах проверки приводятся ссылки на объяснения, данные такими лицами налоговому органу, или их показания в качестве свидетелей, изложенные в протоколе допроса органа досудебного следствия, и учетные карточки субъектов фиктивного предпринимательства, заведенные налоговым органом на контрагентов. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
Однако практика формирования материалов налоговых проверок и составления контролирующими органами актов часто дает возможность отмены налоговых уведомлений-решений из-за недопустимости таких доказательств и их опровержения другими документами.
ВЫВОДЫ О НЕПОДТВЕРЖДЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С КОНТРАГЕНТАМИ ПО ТАКИМ ОБЬЯСНЕНИЯМ/ПОКАЗАНИЯМ ЧАСТО БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ.
Как правило, орган налоговой службы, составивший акт, ограничивается ссылкой в нем на объяснения и показания допроса, цитируя их, но не прилагая к акту проверки и налогоплательщику. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
Нередко ссылается на объяснения/показания, полученные от других налоговых органов через внутренние базы данных налоговой службы, а не проверяющим органом непосредственно.
В таком случае объяснения/показания: Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
- не подтверждаются документально материалами проверки и судебного дела;
- правильность цитирования в акте, их контекст и полное содержание не известны, в т.ч. замечания участников допроса к правильности их составления; Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
- не подтверждается факт предоставления и подписания объяснений именно участниками/руководителями «фиктивных» предприятий;
- не подтверждается порядок их получения налоговым органом-ответчиком, наличие соответствующего на это разрешения.
Из-за указанного объяснение и показания допроса не является допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами для выводов об отсутствии хозяйственных операций. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ УКАЗАННЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРОТИВОРЕЧИТ СТ. 73 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ.
По п.п. 73.2, 73.3 НКУ Порядок предоставления информации контролирующим органам и получения ими информации определяется Кабинетом Министров Украины. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По п.п. 2, 3 утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1245 «Порядка периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу»:
налоговая информация предоставляется органам государственной налоговой службы периодически или по отдельному письменному запросу таких органов в безвозмездном порядке; Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
субъектами информационных отношений, на которых распространяется действие настоящего Порядка, являются, в частности, физические, юридические лица, их подразделения.
По п.п. 9, 10 Порядка налоговые органы имеют право обратиться к субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций, и документального подтверждения такой информации;
запрос о получении налоговой информации оформляется на бланке органа государственной налоговой службы и подписывается его руководителем (заместителем руководителя) с указанием описания информации, которая запрашивается, и перечня документов, ее подтверждающих.
По п.п. 13, 14 Порядка запрос считается врученным, если он направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку субъекту информационных отношений или его должностному лицу;
субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса.
По п. 15 Порядка письмо субъекта информационных отношений, направляется по запросу органа государственной налоговой службы, должно содержать: Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
номер и дату запроса органа государственной налоговой службы, на который предоставляется ответ;
информацию, которая запрашивается органом государственной налоговой службы. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По п. 16 Порядка субъект информационных отношений освобождается от обязанности предоставлять ответ на запрос, когда он написан с нарушением требований пунктов 9 и 10 настоящего Порядка.Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
Поэтому, легальной является только информация, предоставленная налоговому органу в объяснениях физического лица на правильно оформленный и направленный запрос.
Если налоговым органом-ответчиком не направлялось надлежащих запросов директорам предприятий-контрагентов, то объяснения, на которые он ссылается в акте, противоречат правилам Порядка №1245.
Из-за этого, объяснения не являются допустимыми для выводов налоговой проверки и принятия налоговых уведомлений-решений.
ССЫЛКА НА ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ ПРОТИВОРЕЧИТ СТ. 222 И СТ. 23 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ.
По ст. 222 УПКУ разглашение сведений досудебного расследования разрешается только с письменного разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным; следователь, прокурор предупреждает лиц, которым стали известны сведения досудебного расследования, в связи с участием в нем, об их обязанности не разглашать такие сведения без его разрешения. Незаконное разглашение сведений досудебного расследования влечет за собой уголовную ответственность, установленную законом.
По ст. 23 УПКУ суд исследует доказательства непосредственно, а показания участников производства получает устно; Не могут быть признаны доказательствами сведения, содержащиеся в показаниях, которые не были предметом непосредственного исследования суда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По ст. 78 КАСУ для административного суда, рассматривающего дело о действиях или бездействие лица, является обязательным только приговор или постановление суда, вступившие в законную силу, в вопросе имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
По п.п. 75.1.2 НКУ документальной проверкой считается проверка, .... которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), другой отчетности...., а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По п. 79.1 НКУ документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в п.п. 75.1.2 документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных этим Кодексом случаях, или полученных другим способом, предусмотренным законом.
По ст. 74 КАСУ суд не принимает во внимание доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного законом.
Поскольку достоверность и законность получения объяснений свидетелей не подтверждаются налоговым органом-ответчиком, то они не являются доказательствами для акта налоговой проверки и принятия налоговых уведомлений-решений. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
ОБЬЯСНЕНИЯ И ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ ПРОТИВОРЕЧАТ ТАКЖЕ КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.
По статье 74 КАСУ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания.
Налоговым кодексом установлено конкретное средство доказывания отсутствия хозяйственных отношений контрагентов с плательщиком в связи с проведением проверок - встречная сверка данных. Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По п. 73.5 ПКУ - с целью получения налоговой информации, необходимой в связи с проведением проверок, контролирующие органы имеют право осуществлять встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика;
Во время встречной сверки осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика; Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
При проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки.
Встречные сверки проводятся по определенному постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1232 «Порядку проведения контролирующими органами встречных сверок». Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
По этому Порядку в случае необходимости проведения встречной сверки контролирующий орган (инициатор) направляет контролирующему органу (исполнителю), к компетенции которого отнесено реализацию полномочий по осуществлению налогового контроля в отношении субъекта хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения данных, полученных от налогоплательщика и других субъектов информационных отношений.
По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в десятидневный срок, и подлежит регистрации в контролирующих органах (как инициатора, так и исполнителя), или акт о невозможности ее проведения.Пояснения/показания должностных лиц фиктивных контрагентов Налоговый адвокат
Если налоговым органом-Ответчиком не направлялись запросы на встречные сверки предприятий-контрагентов, то отсутствуют и законные документы о неподтверждении объема и качества операций истца с ними.
Относительно подтверждения реальности хозяйственных операций - читайте по этой ссылке.
Относительно искусственного формирования валовых затрат в отношениях с фиктивным контрагентом - читайте по этой ссылке.
Писаренко Александр Алексеевич, адвокат по судебным процессам в налоговых и бизнес спорах, магистр бизнес администрирования.
Тел. +38 (044) 270 60 46
Тел. +38 (050) 719 10 16
E-mail: info@fides.com.ua
Viber Telegram WhatsApp